Искусственные каналы Петербурга

3808

Северная столица стоит на островах, разделённых большими и малыми реками. Но градостроителям со времён основания города казалось недостаточным наличие только естественных водных путей. Пора посмотреть, когда и зачем прорыли ныне существующие каналы и чьи имена они носят.

Искусственные каналы Петербурга

Обводный канал

Искусственные каналы Петербурга

Это самый крупный канал города — его длина составляет чуть больше 8 километров, а ширина достигает 42 метров. Пролегает от Невы в районе Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки. Изначально Обводный канал строился как судоходный, по нему подвозили сырьё и увозили готовую продукцию с близлежащих фабрик и заводов. Впоследствии канал обмелел, и сейчас по нему могут пройти разве что небольшие катера и лодки.

Канал Грибоедова

Искусственные каналы Петербурга

Второй по величине канал города длиной 5 километров и шириной до 32 метров. Начинается от реки Мойки рядом с Марсовым полем и заканчивается в Фонтанке у Мало-Калинкина моста. До 1923 года именовался Екатерининским в честь Екатерины II, во времена которой был расширен, углублён и обустроен. Грибоедовым же назван в честь выдающегося инженера Константина Дмитриевича Грибоедова. К началу XX века канал был в настолько ужасающем антисанитарном состоянии, что Городская дума планировала его засыпать. Однако Грибоедов убедил правительство не только не засыпать, но и выделить деньги на очистку и обустройство канала.

Крюков канал

Искусственные каналы Петербурга

Канал прорыли вскоре после основания города для транспортных целей. Поначалу он протекал лишь от Невы до Мойки, позже его удлинили до Фонтанки, а часть, пролегающую под нынешней площадью Труда, убрали в трубу. Назван Крюковым ещё в 1738 году, но отнюдь не из-за извилистости, а в честь подрядчика, строившего этот канал, — Семёна Крюкова.

Адмиралтейский канал

Искусственные каналы Петербурга

Протекает от Крюкова канала до реки Мойки. Прорыли его ещё в начале XVIII века для транспортировки корабельного леса со складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. Позже канал обмелел, и в 1844 году часть его от Адмиралтейства до площади Труда заключили в трубу, а на этом месте обустроили Конногвардейский бульвар. Сейчас от некогда солидного канала остался лишь отрезок от Крюкова канала до реки Мойки.

Лебяжья канавка

Искусственные каналы Петербурга

Этот канал неуважительно именуют канавкой лишь из-за малого размера. Протекает он вдоль Летнего сада от реки Мойки до Невы. А Лебяжья — из-за того, что вскоре после постройки в него переселились лебеди с близлежащих прудов.

Ново-Адмиралтейский канал

Искусственные каналы Петербурга

Это не только один из старейших, но и один из самых неизменяющихся каналов города. Прорыт ещё в начале XVIII века от слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала до Невы, и вот уже почти 300 лет он всё такой же длины и ширины, как и был изначально.

Зимняя канавка

Искусственные каналы Петербурга

Один из самых известных и коротких каналов города. Протекает от Мойки до Невы вдоль Зимнего дворца. Первоначально именовался Старо-Дворцовым, затем Зимним каналом, пока в 1828 году не стал «канавкой». Любопытно, что включённая в оперу, но отсутствовавшая в повести «Пиковая дама» история о бедной Лизе, утопившейся в водах канавки, основана на реальных событиях. Здесь действительно совершила самоубийство на почве несчастной любви некая Юлия Перова. Пётр Ильич Чайковский, прочитав эту историю в газетах, решил включить данный сюжет и в оперу. С тех пор Эрмитажный мост через канавку получил своё второе неофициальное название — «Мостик Лизы».

Матисов канал

Искусственные каналы Петербурга

Точное появление и назначение канала неизвестно. Но, судя по сохранившимся сведениям, прорыт он как минимум лет 150 назад. Находится в нынешнем Красносельском районе, раньше проходил по оси усадьбы Демидовых, по фамилии одного из владельцев которой и назван. Сейчас протекает по территории строящегося комплекса «Балтийская жемчужина». Канал считается памятником истории и культуры, а в планах метрополитена построить станцию с одноимённым названием «Матисов канал».

Бумажный канал

Искусственные каналы Петербурга

Небольшой канал на границе Адмиралтейского и Кировского районов. Является северной границей парка «Екатерингоф». Прорыт во второй половине XVIII века для хозяйственных целей Екатерингофской бумаго-прядильной фабрики. Тогда же и получил своё название.

Кронверкский проток

Искусственные каналы Петербурга

Это канал начали рыть сразу в год основания города — в 1703-м. Проток был частью оборонительного комплекса для арсенала нового города. Канал с трёх сторон огибает Петропавловскую крепость, отделяя Кронверкский остров от Петроградского. Вытекает и впадает в Кронверкский пролив, который в свою очередь отделяет Заячий остров от Кронверкского и Петроградского.

Морской канал

Искусственные каналы Петербурга

Это, пожалуй, самый загруженный канал Санкт-Петербурга. Он проложен от устья Большой Невы до острова Котлин и предназначен для прохода судов в Большой порт. Во второй половине XIX века встала острая необходимость в реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала. Заказ-подряд на работы получил Николай Иванович Путилов — изобретатель и один из крупнейших предпринимателей России. Строительство началось в 1878 году, но уже через год финансирование было прекращено из-за интриг, и Путилов продолжал строительство на собственные средства. Однако его бизнес не выдержал таких затрат, предприниматель был разорён и в 1880 году скончался. Однако канал впоследствии достроили и активно используют по сей день.

Шкиперский канал

Искусственные каналы Петербурга

Связывает Галерную гавань с Невской губой. А построен был в 1721–1723-х годах в западной части Васильевского острова по проекту знаменитого Доменико Трезини. Название своё канал получил по находившейся здесь слободе шкиперов — капитанов судов, — которая располагалась тут с момента основания города. Сейчас на набережных канала идёт масштабная реконструкция, в ходе которой планируется превратить канал в место массового отдыха горожан.

Волковский канал

Искусственные каналы Петербурга

По сути, этот канал — искусственное русло реки Волковки, а точнее её небольшой части. Когда началась активная застройка района Купчино, возникла необходимость отвести реку от новых территорий. Так в 1960 году был прорыт канал от Купчинской улицы до улицы Фучика, по которому и потекла Волковка.

Дудергофский канал

Искусственные каналы Петербурга

Это самый «молодой» канал Петербурга. Прорыт он в 1980-х годах в связи с необходимостью отвести небольшие речки, осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе, а также для обустройства Южно-Приморского парка.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here