Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

3753

С помощью кисточки и красок мастер способен раствориться буквально везде: в городском ландшафте, на берегу озера. Это сегодня он и продемонстрировал в «Эрарте», а мы весь день следили за знаковым событием в мире искусства, общаясь с человеком-невидимками и его моделями.

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

«Человек-невидимка» Лю Болин хотел бы создать работу в Эрмитаже

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Зачем вы исчезаете? 

Искусство очень тесно связано с нашей жизнью. Когда я в разрисованном комбинезоне исчезаю в старейшем книжном магазине Нью-Йорка или в Центральном парке, я размышляю о развитии нашего общества, а также цивилизации в целом. Несмотря на то что условия жизни улучшаются, люди вычёркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет своё значение. 

Когда вы впервые стали человеком-невидимкой? 

В ноябре 2005-го моя мастерская была снесена вместе с художественным лагерем, где работали активные художники. Больше 140 мастерских были уничтожены. На следующий день после этого печального события я вернулся на место и впервые растворился в пейзаже среди развалин. Конечно, это был своего рода вызов для меня, но даже если бы этого не произошло, если бы моя мастерская не была разрушена, я пришёл бы к этому направлению, потому что чувствовал, что следует действовать именно так. 

Вы когда-нибудь разыгрывали кого-нибудь из друзей или близких, слившись, скажем, со стеной в комнате? Какую реакцию вызывают ваши работы у окружающих? 

Нет, конечно нет. Первая реакция, которую обычно вызывают мои работы, — это игра, это очень весело, когда в журнале люди видят мою работу и пытаются отыскать меня среди ландшафта. Но на самом деле смысл ведь не в этом — у каждого снимка более глубокая идея. 

Почему вы выбрали в качестве фона для исчезновения работы «Сады Эдема» и «След червя»? 

Мне очень понравились эти две работы, и тут, конечно, много факторов, повлиявших на выбор. Во-первых, я сам скульптор, поэтому сперва мой взгляд пал на скульптуру «След червя». Что касается большого полотна — «Сады Эдема» — то мне важен был размер, и по форме мне очень понравилось исполнение. Всё это позволило нам провести этот перформанс, который вы могли наблюдать. 

Какие музеи вы посетили / хотели бы посетить в Петербурге? 

Пока мне удалось побывать только в «Эрарте». Вчера и сегодня в перерывах от работы я походил по залам и смог понять, каких художников здесь представляют, потому что, на мой взгляд, очень важно понимать срез, обстановку в современном искусстве России. Это было, как и сам музей, очень интересно для меня. 

Мне очень хочется попасть в Эрмитаж, но пока не было времени. Я обязательно там побываю. Это моя работа — приехать сделать выставку и посмотреть музеи. 

А хотели бы вы вписать одну из ваших работ в интерьеры Эрмитажа? 

Разумеется, у меня есть такие мысли! Но получится это или нет, это уж как карта ляжет, как судьба сложится. Сперва надо хотя бы получить разрешение. Но желание, конечно, есть.

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

В музее современного искусства открывается выставка «Лю Болин. Художник-невидимка». По этому случаю китайский мастер кисти прибыл в Петербург и в режиме реального времени создал одну из своих работ. Он решил вписать моделей в картину из коллекции «Эрарты». В качестве волонтёров выступают модель Лена Шейдлина и ведущая новостей Мария Сапожникова. 

Создавали живое полотно больше трёх часов. Этому, кстати, предшествовала большая подготовительная работа. Например, спецовки, надетые на моделей, всю ночь вымачивали в клее, чтобы акрил хорошо ложился на ткань. 

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Первые мазки краски ложатся на живые холсты. За работой знаменитый «художник-невидимка» и его французские помощники. Это непростая работа не только для художников, но и для моделей: одна из них — ведущая новостей Мария Сапожникова — надышалась краской и чуть не упала в обморок.  

Елена Шейдлина: легко ли стать частью картины Лю Болина

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Была ли ты знакома ранее с Лю Болином? Как ты оказалась сегодня в «Эрарате» и стала частью выставки?

Так как я подписана на много интересных страниц в Instagram, которые выкладывают не свои фотографии, а собирают работы разных художников, я оказалась знакома с работами Лю Болина. Очень хорошо знаю фотографии, где на фоне журналов он себя вписывал. Поэтому, когда мне предложили стать моделью для этого перформанса, я была очень рада поучаствовать в нём. Таким образом я оказалась тут и испытываю себя в моём первом перформансе.

Сложно ли быть моделью для живой картины?

Для меня это сложно. В первую очередь — неподвижно стоять на месте. Даже когда я создаю свои фотографии и мне приходится стоять более десяти минут, у меня сразу начинает кружиться голова, давление повышается, хотя я понимаю, что это чисто психологический фактор. Ведь в этот момент ты остаёшься наедине с самим собой и стараешься заглушить внутренний голос, который обязательного говорит о проблемах. Ощущение чем-то похоже на бег: когда ты бежишь, ты тоже себя перебарываешь. Поэтому, когда мне приходится долго позировать, я начинаю представлять, что это медитация. Стараюсь просто расслабиться. Но в данном случае это непросто: очень интересно — и я всё время наклоняю голову, наблюдая, какой мазок сейчас сделали помощники Лю Болина. А особенно интересно следить за самим Лю Болином: когда он подходит, делает несколько штрихов, отходит и смотрит на получившийся результат — это настоящий художник, у которого есть свои подмастерья, которыми он чутко руководит, а сам ставит важные акценты. Их труд, конечно, упрощает работу, но лично я понимаю, что главное в искусстве — видеть цельную картину, которую ещё нужно собрать. Мастеру это хорошо удаётся.

А мне остаётся стараться не отвлекать художников своими даже короткими перерывами, ведь когда они рисуют, они уже заняты, а в такие моменты им приходится расфокусировать внимание. Однако мне всё-таки приходится прислушиваться к своему телу. Если я почувствую, что мне нехорошо, я лучше присяду на минутку, иначе могу и в обморок упасть от запаха краски. Как на зло, ещё и время тянется очень сильно, кажется, будто бы прошла целая вечность, а прошёл всего час. Но Лю Болин нас (моделей) поддерживает — постоянно сахар нам приносит, старается приободрить.

Мы привыкли тебя видеть как яркую персону, которая делится эффектными фотографиями, где ты выделяешься на фоне всего. Легко ли было стать невидимкой, затеряться на фоне картины?

Стилистика Лю Болина мне нравится, но возникают смешанные чувства. Например, мне не очень хочется быть невидимкой. В данном же случае он становится частью картины, чтобы передать какую-то проблему через себя. Вроде бы ты есть как личность, но тебя не видят — это напоминает тот момент, когда ты разговариваешь со своим любимым человеком, но он тебя не слышит. Тем не менее, думаю, если бы я делала эту работу на свой лад, то не стала бы делать ничего с лицом. Мне очень нравится, как он расписывает одежду, потому что это получается более живо, чем бодиарт. Но я бы лучше нарядилась в одежду странных форм, которую бы и вписала в ландшафт. Одежды всегда можно снять и пойти дальше, и не становишься до конца тем самым невидимым человеком, которого создаёт Лю Болин. Так же и в моём творчестве: если меня убрать со снимка, то картина всё равно продолжит жить.

В итоге знаменитый художник растворил девушек в картине «Сады Эдема» в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

Фоторепортаж: китайский художник-невидимка Лю Болин создал «живую» картину в Петербурге

На первый взгляд произведения Лю Болина могут показаться пейзажами: где-то запечатлены знаменитые достопримечательности с открыточных, а потому неизбежно эффектных ракурсов, где-то — просто неизвестные постройки, а то и полки в супермаркете. Вглядевшись, можно увидеть, что все эти снимки объединяет одно и то же: смутно различимый силуэт мужчины, от которого остаётся лишь неясная тень, едва уловимый контур, идущий прямо по краскам внешнего мира.

«С моей точки зрения, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека. Несмотря на то что условия жизни улучшаются, люди вычёркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Какое удивительное противоречие! Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет своё значение», — утверждает художник. 

Выставка раскинулась сразу на нескольких этажах, поэтому её посещению нужно уделить много времени. Но гости будут вознаграждены — они получат немалое эстетическое удовольствие, разглядывая моделей, слившихся с пейзажем. Так узнаются и многовековые традиции Поднебесной, ведь почти все работы рассказывают зрителю о нравах страны и её жителей. Здесь — и Великая Китайская стена, монастыри и рисовые поля. Среди расписных бумажных фонариков, появившихся ещё во времена династии Хань, затерялись целые семьи. В полях — жители деревень, раскрашенные краской. В своих работах Лю Болин не только открывает для зрителя Китай, но и затрагивает важные темы вроде рассказа об ухудшении экологии, показывая поселения, где всё чаще диагностируют рак у местных жителей.

Фото: Николай Гонтарь

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here